Déjà vu
Дежа, как говорится, вю! А на самом деле, очень хорошая и важная новость: спустя вот уже восемь лет, в эту пятницу, 11 ноября 2016-го года, состоится релиз нового альбома Enigma — «The Fall of a Rebel Angel».
Вообще, плоды творчества основателя проекта, Мишеля Крету, я бы отнёс к самым удивительным и знаменательным явлениям в современном музыкальном мире. Этот человек творит эпоху на наших глазах, и его имя, уверен, однозначно будет вписано золотыми буквами в историю. Конечно же, я безнадёжно субъективен в этой своей уверенности — но как, чёрт возьми, можно сохранить хоть сколько-то хладнокровия и непредвзятости, прикасаясь к столь невероятно прекрасной субстанции, которую в принципе могут рождать витиеватые вибрации воздуха, называемые звуками?
Я помню, как всё начиналось! Воздушные аккорды синтезатора в интро их первого альбома, MCMXC a.D., буквально вгрызлись мне в голову с самых первых секунд прослушивания. Помню, как развернул и держал под наклоном двухкассетный шарп своего товарища, чтобы насладиться стереозвуком.. Своего магнитофона у меня тогда не было, но, несмотря на это, спустя несколько дней в моих ушах всё ещё парили причудливые аккорды и отчетливо шелестел голос Сандры: «Good evening. This is the voice of Enigma..». Я слышал эту музыку снова и снова, как наяву — это были по-настоящему волшебные ощущения. Как тут не вспомнить реплику Энди Дюфрейна о музыке в голове — «Со мной был мистер Моцарт». И такое бывает.
К слову сказать, сегодня тот первый альбом не относится к числу моих любимых. Наверное, по причине его попсовости. Этот григорианский хор, конечно, был очень хорош, но излишне универсален. Альбом благополучно вошёл в ширпотреб, приобретя сопутствующие нюансы народной славы, обрастая ярлыками и шутками, внедряясь в рекламные ролики, селясь на колхозных бобинах с надписями «А: КИНО – ГРУППА КРОВИ, Б: ЕНИГМА – МЦМКС». Позднее, примерно так же пафосно, в народных массах случайно выстрелит и сразу же канет в лету Robert Miles — ну а Enigma к этому времени уже успеет стряхнуть с себя всю прилипшую к ней попсу и закрепиться на пике серьёзной и интеллектуальной музыки, к которой, в общем-то, она и принадлежала изначально.
Больше всего в музыке Enigma меня впечатляет, наверное, её образность. Подобно тому, как хороший рассказчик умеет передать часть своих образов на обеднённом словами языке своим слушателям, Мишель Крету передаёт их через гармонию звука — настолько искусно, что голоса, инструменты и ноты иной раз, кажется, уходят куда-то далеко на задний план. Эти образы совершенно необязательно наполнены смыслом, но обладают притягательной легкостью и красотой, насыщенной бесконечными, как космос, метаморфозами — то ракрываясь яркими красками калейдоскопа, то предоставляя слушателю возможность самому творить целые миры и наслаждаться их созерцанием. Так или иначе, описывать сущность происходящего я даже и пытаться не буду.. А впечатления — ну, как смог. Путано, бессвязно и ни о чём. Наверное, именно за это я вообще по жизни и испытываю такую слабость к музыке в целом — просто потому что не могу её понять, осознать, препарировать..
Оглядываясь назад и в очередной раз переслушивая все вышедшие альбомы, я ощущаю большой путь, который проделан за все эти годы. Отчасти потому, что я, как благодарный слушатель, в какой-то степени проделал его вместе с автором. Но не только поэтому. Плавные изменения происходили и в звучании, и в тематике — от некоего эротизма до каких-то вселенских философий. Неизменным остаётся лишь присутствие этнических мотивов, интерес к которым у автора не иссякает и по сей день. Скорее всего, ими будет пронизан и грядущий альбом, мимо которого я уж точно не пройду.
Ловлю себя на мысли, что не боюсь разочароваться релизом. В конце концов, у меня и у остальных поклонников творчества этого уникального проекта есть уже целых семь альбомов совершенно замечательной музыки, не теряющей своей состоятельности целыми десятилетиями. Впрочем, о плохом я даже и не думаю. Он будет не менее волшебным, чем предыдущие — инфа 100% ;-)