1984
Если хотите увидеть картину будущего — представьте себе сапог, наступающий на человеческое лицо.
Джордж Оруэлл (Эрик Артур Блэр)
Эту книгу, упоминание о которой мне встречалось в последние годы бесчисленное количество раз, я практически случайно прочёл минувшим летом. Признаться, я с какой-то негативной предвзятостью отношусь ко всему, к чему массово и настойчиво пытаются привлечь внимание — и особенно болезненно это воспринимается в политическом контексте. Защитная реакция, что ли.. «Не мы такие — жизнь такая» — как метко однажды подметил в «Бумере» один из героев наших дней. Не время доверять, не время быть открытым. Поэтому, наверное, я и прочёл эту книгу с таким опозданием.
Жаль, что не раньше. Хотя, с другой стороны, всему своё время. Это действительно очень хорошая книга. Я совершенно уверенно могу сказать так о ней, даже просто полагаясь на тот факт, что по прошествии вот уже нескольких месяцев я регулярно вспоминаю о ней. И даже отнюдь не в контексте какой-то корреляции её сюжета с происходящим вокруг меня сюрреализмом, а просто.. не знаю, почему именно.
Я погрузился в атмосферу безысходности. Меня взволновала психология героев. Нестабильность и перемены в ней. От молчаливого приспособленства и слабовразумительного радикализма в стремлении к сопротивлению против системы — до бессильного отчаяния, покорного смирения и сознательного безумия. Что-то подобное, хоть и в меньшей степени, мне довелось чуть ранее выхватить из героев фильма «Лобстер» — не менее прекрасной и увлекательной истории в том же мрачном стиле.. Да и что там, собственно, далеко ходить — что-то подобное я иногда ощущаю и в своей голове.
— Мы мертвецы, — сказал Уинстон.
— Мы мертвецы, — послушно повторила Джулия.
— Вы мертвецы, — сказал железный голос сзади.
Антиутопия. Наверное, мне очень близок этот жанр — даже несмотря на не самое лучшее расположение духа при погружении в его сюжеты. А погружаться я умею и очень люблю. И весьма горжусь этим умением — оно дарит мне массу невероятных впечатлений даже просто от чтения, не говоря уж о каких-то фильмах.
Честно сказать, я не испытываю особого желания как-то упорядочивать и анализировать свои выводы от прочтения «1984». И даже не хочу проводить какие-то параллели с сегодняшними событиями и трендами. Хотя этих трендов, безусловно, очень и очень много — и это тоже весьма впечатляет. Я впитал в себя содержимое, прежде всего, в виде какого-то набора образов, чувств и переживаний. Да, сюжет у книги вполне чёткий и определённый, но для меня он отошёл, как бы, на второй план, акцентировав основное внимание на мотивах и атмосфере происходящего. Мне очень хотелось бы верить, что это случилось по желанию и задумке самого автора. По крайней мере, сразу же после прочтения этого по-настоящему шедеврального произведения Джорджа Оруэлла, не выходя из оцепенения, я немедленно познакомился с целым рядом похожей литературы, до которой ещё не успели добраться мои руки: «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. На сегодняшний день я организовал небольшой перерыв парочкой научпоп-книг о моём любимом Космосе, но, думаю, доберусь чуть позже и до «Скотного двора».
И хотелось бы добавить вот ещё что: несмотря на все мои дифирамбы — это страшная книга. Страшная, прежде всего, тем, что события, которые она описывает — отнюдь не магия и далеко не фантастика..