The Gate to the Mind's Eye

Видео, сильно зацепившее меня в юности. Было мне тогда что-то около семнадцати, и был я в то время на пике своей тогдашней, ну просто безраздельной, любви ко всяческой электронной музыке.

Волшебную видеокассету с этим фильмом впервые показал мне один знакомый — Юра, так сказать, музыкант.. и, по совместительству, егерь. Интроверт, философ-затейник, активный участник публичных чатов в региональной газете «Смена+» и доморощенный энциклопедист «компьютерного рока», как он сам характеризовал это направление. У него была огромная коллекция такой музыки, по моим меркам.. Да что там по моим! Количество альбомов, исчислялось, как минимум, сотнями, и это в начале 90-х.. и в маленьком городишке — а он жил, так и вообще, в прилегающем посёлке. Никаких тебе интернетов, ничего, кроме каких-то знакомых по большим городам, иногда подвозящих ему что-то свежее, и двухкассетной «Веги МП-122С», способной делать копии всего, что попадётся в жаждущие руки.. Ах да — ещё была пара общих тетрадок-каталогов, позволяющих не запутываться во всём этом добре более чем на несколько часов. Ну и, понятное дело, я бегал к Юре пиратить всякие Depeche Mode и U96, от относительной попсовости которых он, конечно, морщился, но терпеливо перекатывал их на мои затёртые кассеты.

Поскольку скорость копирования в те времена обычно была равна скорости воспроизведения, мы с Юрой могли тратить время ожидания на какие-то, ну я не знаю, презентации чего-то нового для меня, как одного из его регулярных гостей в целом и солидарного слушателя в частности. И вот, в процессе одного из таких перекатываний (кажется, это был «Love Religion» от уже упомянутого U96), Юра продемонстрировал мне свой домашний технический апгрейд, в виде недавно купленного телевизора и видеомагнитофона, зарядив туда тот самый «The Gate to the Mind’s Eye». И я реально завис.

Честно сказать, обожаю такие моменты, когда ты всецело чем-то поглощён, когда твоё физическое присутствие в какой-то точке пространства теряет всякое значение. Удачное сочетание музыки, видеоряда и собственной фантазии действительно иногда может отправить случайного прохожего куда-то в дальний космос. И, хотя качество было ужаснейшим — шумный монозвук, хоть и выведенный на нормальный аудиотракт, плюс 21 дюйм по диагонали с низким разрешением — при достаточной степени погружения, всё недостающее мигом дорисовывалось богатым воображением.. а на него я никогда не жаловался. Как мало нужно было в ту пору для счастья! Всего лишь за четыре года до этого момента вышел культовый «Терминатор-2», установивший планку компьютерной анимации на недосягаемую, по тем временам, высоту. И вот, что-то такое же классное по исполнению (ну, разве что, тигр разочаровал), да ещё и под шикарнейший саундтрек! Моему восторгу не было предела.

Большинство треков напомнило мне творчество Enigma — а я, признаться, большой и давний их поклонник. Есть, впрочем, и что-то более танцевальное, и даже немного джаза. Но самое приятное, конечно же, не в ассортименте или разнообразии, а в гармонии. Вот к этому делу мне ну никак не придраться — всё вместе слушается целиком и на одном дыхании. Наверное, эта цельность и является здесь основным достоинством.

Ну и, конечно же, тема. Тут тебе и космос со звёздами, и эволюция с революцией, и прошлое с будущим, и мистика с эзотерикой, и прочая философия. Всё то, чего так не хватает неокрепшему и любопытному мозгу, претендующему на роль одного из экземпляров разумной сущности.. ну, в общем, таким мечтателям, как тогдашний я.

Разумеется, позже, при первой же возможности, я обзавёлся видеокассетой с этой крутизной. Забавно, я тогда очень ревностно относился к наличию стереозвука в музыке, но в данном случае монозвук меня совершенно не смущал. Сливал саундтрек на обычные кассеты, брал куда-то с собой, слушал с удовольствием. Такое своё фанатичное снисхождение к ужасному качеству звука я могу ещё вспомнить, пожалуй, в саундтреке игры «Road Rash» от 3DO, но там, правда, был стереозвук.

Даже и не вспомню теперь, когда это видео, вместе с отдельными записями его саундтрека, оказались утраченными. Наверное, ближе к концу 90-х. Спустя с десяток лет я предпринял несколько попыток разыскать его на просторах Интернета, но напрочь позабыл все возможные идентификационные данные и пытался сосредоточиться на описании. Помнится, в процессе одного из таких поисков, году в 2010-м, на одном форуме, где искали фильмы по описаниям, я наткнулся на чей-то вопрос с фразой типа «видео с компьютерной графикой под музыку, там ещё показывают зарождение Солнечной системы и тигра, а в конце астронавты, мужчина с женщиной, улетают в космос на звездолёте». Я сразу понял, что кто-то ищет то же самое видео. Жаль, но за несколько лет ему никто так и не ответил.

Только уже в 2015-м, в очередной раз вспомнив об этом недоразумении, я как-то решил взять быка за рога и поизучать списки полнометражных компьютерных анимаций по годам, начиная с 1990-го. И где-то наткнулся на словосочетание «Odyssey Visual Design».. И вспомнил, что видел в титрах слово Odyssey. А тут и Youtube под рукой.. И вот оно всё и нашлось, ну просто сказка какая-то.

Сейчас, спустя уже 20 лет, у меня появилась возможность снова посмотреть и, главное, послушать эту вещь в хорошем качестве — на торрентах быстро нашёлся саундтрек в Lossless. Реально, это очень круто. Может быть, видео уже и не так цепляет, но музыка сегодня слушается просто на ура.

Как выяснилось в вездесущей Википедии, автором всех треков является британец Thomas Dolby. Я совершенно не знаком с его творчеством, но, почему-то, он у меня ассоциируется с Moby. А женский вокал в «N.E.O.» и «Quantum Mechanic» не чей-нибудь, а, на минуточку, профессора астрофизики — Fiorella Terenzi. Такие дела!